РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ, АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Лисенок высматривает мышку. Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ёжика, косолапого медведя, зайчика, попавшего лисе в лапы).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНО — АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ
Бобры пилят дерево. Круговые движения нижней челюсти.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК И ГУБ
- Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
- Сердитый волк. Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
- Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
- Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье).
- Ежик фыркает. Вибрация губ.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
- Белочка собирает грибы на короткой и длинной ножках. Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
- Белочка цокает. Щелкать языком, изменяя форму рта. Издавать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменение звука.
- Мишка слизывает мед. Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет.
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают,
Медведя прогоняют.
И. Лопухина
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА
- Ежики принюхиваются.
- Волк воет. «У-у-у-у-у» — произносить тихо и громко.
- Ёжик пыхтит. «Пых-пых-пых».
- Разговор лисы и зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был?» — «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса?»
- Игра «Сосчитай зайчат». Сделать вдох, а на выдохе ясно, четко, в одном темпе произнести без дополнительного набора воздуха: «Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат»
ПСИХОГИМНАСТИКА.
Пластические этюды
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ёжик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций
Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выход из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Олени в тундре. Трав копытами касаясь, ходит по тундре рогатый красавец. Показать оленей, идущих на водопой летом и разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время.
Изобразить движением, мимикой или другим способом птиц и зверей по содержанию стихотворений.
Шумный Ба-Бах
В очень громких сапогах
Ходит по лесу Ба-Бах!
И, заслышав этот звук,
В ветках спрятался Тук-тук,
На сосну взбежал Цок-цок,
В чащу кинулся Прыг-скок;
Чик-чиришка в листья – порх! Шебуршонок в норку – порх!
Тихо-тихо все сидят
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу Ба-Бах
В очень громких сапогах.
Дж. Ривз
Мишка
Бедный мишка заболел –
Мишка много меда ел.
Мишка плачет и кричит:
– У меня живот болит!
Мишка стонет, Слезы льет –
У него болит живот.
Непослушный
Жадный мишка
Съел лесной малины
Лишка.
Ф. Бобылев