Летопись ДОУ

Детский сад № 56 функционирует с 1965 года как дошкольное учреждение общеобразовательного типа в здании по адресу: улица Тимуровская 48-а.

О руководителях ДОУ

  • До 1978 года руководила детским садом заведующая Сметанкина Александра Фёдоровна,
  • С 1978 года по 1983 год – Черемисина Александра Яковлевна. 
  • С 1983 до 1989 года, руководила дошкольным учреждением Рыкова Галина Николаевна.
Рыкова Галина Николаевна.

Контингент детей был разновозрастной, наполняемость – свыше 30 детей в группах.

С 29 сентября 1981 года функционировала одна группа слабослышащих детей в количестве 15 человек.

Сурдопедагогом в группе слабослышащих детей работала дефектолог Пальцева Валентина Алексеевна, воспитателями – Алябьева М.Б. и Васьковская Н.Е.. 

С 31 мая 1982 года на должность воспитателя специализированной группы принята Ширяева Елена Васильевна и работает до сегодняшнего дня.

С декабря 1982 года и по настоящее время работает Иванова Галина Петровна.

С 9 сентября 1982 года функционируют 2 специализированные группы.

Учителем — сурдопедагогом в группе № 2 назначается Вишнякова Людмила Викторовна, которая работает в ДОУ до 2005 года.

Таким образом, с 1981 по 1985 годы  в ДОУ было открыто 4 группы для слабослышащих и глухих детей по 12 детей в каждой. 

Материальная база ДОУ была очень слаба:

Не хватало мебели, мягкого инвентаря и наглядно-дидактических пособий, игрового материала.

Поэтому одной из первостепенных задач было —  создать соответствующие условия для воспитания и обучения детей, укрепить материальную базу, приобрести слуховую аппаратуру стационарного пользования «КЗА», «СПЕКТР»
в группы для детей с нарушением слуха.         

И в детском саду происходят большие изменения и реконструкции, создаются условия на участках для организации прогулок, приобретаются конструкции для развития движений и игр. 

Строятся металлические веранды, оборудуется спортивная площадка, металлический забор, приобретается мебель в группы.   

Большую помощь оказывали детскому саду шефы:

  • ТЭЦ -3,
  • тепловые сети,
  • мясокомбинат
  • большую помощь в укреплении базы детского сада на протяжении всей истории развития учреждения оказывал В.И.Гагаринов – председатель Алтайского краевого правления ВОГ. 
Жизнь в группе 1982 год

Ведётся реконструкция и отделка кабинетов сурдопедагогов, спален, музыкального зала.

На территория детского сада  растёт  сирень, яблоневая  аллея,  цветочные клумбы.   

С творчеством и энтузиазмом воспитатели пополняют дидактическую базу, изготавливают пособия, книжки с адаптированным текстом и игры для чтения их глухими детьми.   

Жизнь в группе 1985 год

Коллектив направляет свою работу на коррекцию и компенсацию, имеющийся у детей дефект и на создание условий для всестороннего развития каждого ребёнка. 

Методическую помощь и поддержку в организации групп для детей с нарушенным слухом получали от специалистов – сурдопедагогов Новоалтайской школы — интерната для глухих и с.Озёрки – для слабослышащих детей. 

 Дефектологами работают с декабря 1985 года Корниенко (Свирдова) Л.Н., Калашникова Н.В.- с 1986г.;
воспитателями – Муконина Л.К. с 1985г., Петренко З.А. с 1985г., Маркус С.И. с 1986г., Ларионова Л.А. с 1987г., Шубина Г.Н. с 1989г.;
музыкальным руководителем – Махнёва Лариса Витальевна с 1986г. 


Бессменными помощниками воспитателей работали Гавицкая В.Д. с 1984 г., Григорьева Галина Дмитриевна с 1986 г. и по настоящее время. 

С 1989 года по август 2005 года руководит муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 56 для детей с нарушением слуха» Чепля Валентина Ивановна.

Педагог с большим стажем управленческой работы, получившая второе высшее образование в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена, факультет «Дефектология» по специальности «Учитель школ слабослышащих и глухих воспитатель, сурдопедагог». Награждена грамотой Министерства просвещения РСФСР, значком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда», значком «Заслуженный учитель Российской Федерации».   

С ноября 1989 года в ДОУ № 56 функционируют 4 возрастных группы:

  • 3 группы для слабослышащих детей,
  • 1 группа для глухих детей.

Педагогическими кадрами и младшим обслуживающим персоналом детский сад укомплектован полностью. 

В целях повышения профессионализма воспитатель Шубина Г.Н. поступает учиться заочно на сурдоотделение в Ленинградский педагогический институт имени Герцена в 1989 — 90 г.

Продолжает обновляться педагогический состав ДОУ.

Занятие по аппликации 1991 год

С марта 1990 года работает воспитателем Кобзева Е.И., с мая 1990г. – Дзюба Елена Александровна – музыкальный руководитель; с августа 1990г. – Филиппова А.А., с октября 1990г.  – Соколовская Т.А., с ноября 1992г. – Крестьянова А.А., с 1991г. – Трофимова Н.Н., с 1992г.- Эдокова Г.Е. – воспитатель специализированных групп. 

Занятие по математике 1996 год

Впервые в порядке выполнения постановления от 15 мая 1990 года 193/7-69 «О совершенствовании условий и введении новых ставок и должностных окладов работникам учреждений и организаций органов народного образования»

назначена аттестационная комиссия в ДОУ
в составе:
Чепля В.И. – председатель,
Ширяева Е.В.- профорг,
Муконина Л.К. – воспитатель,
Ларионова Л.А. – воспитатель. 

Впервые прошли аттестацию Кобзева Е.И., Крестьянова А.А., имеет звание воспитатель — методист Гулидова А.Г. 

За участие в районном семинаре — практикуме с целью повышения профессионального мастерства воспитатели Крестьянова А.А. и Гулидова А.Г. являются дипломантами конкурса «Воспитатель – 91».

Группа глухих детей

Коллектив в течение года пополняет дидактическую базу в группах. 

В 1993 году приобретён усилитель «Спектр» для развития слуха и речи – аппаратура стационарного коллективного пользования на 12 микрофонов, индивидуальные слуховые электронные аппараты К — 10С, К – 11С и слуховые аппараты модели И — 03М, предназначенные для компенсации средних и высоких потерь слуха. 

Приобретены в каждую возрастную группу тренажёры речи и слуха «Орфей-2» для исправления дефектов речи и слуха у детей с I – II степенью тугоухости путём ежедневных сеансов прослушивания собственного голоса.   

В 1997 году Всероссийский оргкомитет конкурса «Детский сад года – 1997» г. Москва поздравляет весь коллектив с победой в конкурсе, награждает за педагогическое мастерство, творческий поиск и высокие результаты в воспитании детей и присуждает диплом конкурса.   

В 1998 году «Ротари — клуб» города Барнаула оказывает содействие осуществлению проекта программы «Дети России», в ходе которой детский сад № 56 обеспечивается 2 радио-классами «Листенер», слуховыми аппаратами фирмы «Отикон», современной беспроводной аппаратурой, видео- и аудиотехникой, современной литературой.   

Общая стоимость проекта – 5000 долларов США.

20 августа 1998 года президент «Ротари- клуба» Старцев О.В. вручил детскому саду № 56 пять слуховых аппаратов и музыкальный центр, переданных «Ротари- клубом» города Барнаула в рамках гуманитарной программы «Дети России», проводимой под патронажем губернатора округа 5010 «Ротари интернейшнл» Каролин Джоунс.   

30 марта 1998 года ДОУ № 56 выдано свидетельство о государственной аккредитации, и по своему статусу ДОУ №56 является детским садом компенсирующего вида второй категории для детей с нарушением слуха.

Усилена деятельность по выполнению единого речевого режима. Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется программами: «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», рекомендованных Управлением по дошкольному воспитанию Гособразования РФ, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико — фонематическим недоразвитием речи» под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.   

В июне 1998 года детский сад переезжает из старого здания по ул. Тимуровской 48-а в новое, более просторное, по ул.Э.Алексеевой, 53. Проводится реконструкция классов для узких специалистов, улучшаются условия по созданию предметно — развивающей среды, оснащается оборудованием отдельный физкультурный зал, проводится обустройство и озеленение территории, участков для прогулок.   

Делегация Монголии в гостях у детского сада

С 1991 года все 4 группы полностью укомплектованы, функционируют по разным программам.В детском саду создан психолого- медико- педагогический консилиум, призванный решать комплексную направленность сопровождения ребёнка в образовательном маршруте, где будет учитываться гибкий динамический подбор разноуровневых и разнотемповых программ для каждого ребёнка с учётом его личных и резервных возможностей. 

Особого внимания и поощрения заслуживает профессиональная деятельность педагогов:

  • сурдопедагога Вишняковой Л.В.,
  • музыкального руководителя Неженцевой О.Д.,
  • старшего воспитателя Филипповой А.А.,
  • воспитателей  Ширяевой Е.В,  Гаськовой В.А., Федосеевой Е.Л., Смолянниковой Г.А.;
  • учителя-дефектолога и научного руководителя учреждения  Соколовской Т.А.,
  • педагога-психолога Шадриной О.Н.   

Наше настоящее

Работу с родителями  мы строим на принципах преемственности семьи и детского учреждения, а также на основе родительского договора, который заключается с родителями каждого ребёнка. 

Только всеобщая забота и внимание к детям с нарушением слуха и речи, содружество педколлектива, родителей, учителей школы, общественных, международных организаций, внедрение новых технологий коррекционной работы с детьми способны сформировать ребёнка как личность и адаптировать к современным условиям жизни. 

С августа 2005 года учреждением руководит Гордеева Людмила Николаевна.  

Приоритетным направлением работы руководителя с педагогическим коллективом является использование творческих возможностей каждого педагога, повышение его педагогической  и общей культуры, совершенствование профессиональной компетентности.

С этой целью в ДОУ используются активные формы управления коллективом:

  • педагогические советы по актуальным проблемам дошкольного воспитания,
  • аппаратные совещания,
  • производственные собрания,
  • круглые столы,
  • творческие лаборатории.
  • Разработана программа развития дошкольного учреждения,
  • комплексно – целевая программа: «Руководство взаимодействием педагогического коллектива и семьи в интеграции и социализации детей с нарушением слуха».

В результате в ДОУ реализуется личностно – ориентированная модель взаимодействия, осуществляется гуманистический подход при организации коррекционного воспитательно–образовательного  процесса.      Руководство учреждения придает особое значение развитию общественных гражданских форм управления.

В последнее время   у детского сада опять появились надежные социальные партнеры.

Только за 2011 год  они оказали спонсорскую помощь на обновление и развитие материально-технической базы учреждения  на сумму 1 миллион рублей. 

Одним из рейтинговых показателей эффективности управления руководителя является профессиональный рост педагогов, а также рост образовательного ценза педагогов.

За период с 2006 по 2011 год аттестованы все педагоги: на высшую квалификационную категорию – 14 педагогов (73,7 %), на первую квалификационную категорию – 5 педагогов (26,3%).

Педагоги ежегодно  проходят курсовую переподготовку в ИКП РАО г. Москвы, по направлению: «Реабилитация при кохлеарной имплантации». Получили  второе высшее  образование 5 педагогов, 1 из них обучается в аспирантуре.

Один педагог является старшим преподавателем АлтГПА кафедры специальной педагогики и психологии.
Важным в работе руководителя является сохранность контингента воспитанников, повышение рейтинга ДОУ на уровне города и края, стабильность педагогического коллектива (93 %), что является достаточно высоким показателем. 

Одним из важных моментов в развитии учреждение является открытие в январе 2012 года дополнительной 5 группы для детей с нарушением слуха, таким образом, учреждение активно участвует в реализации городской программы по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях.

Значительное место в коррекционном воспитательно-образовательном процессе уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, снижению риска обострения хронических заболеваний, созданию травмобезопасных условий.

Отмечается положительная динамика роста посещаемости и снижения заболеваемости детей. Посещаемость увеличилась на 3%, заболеваемость снизилась на 4%. Функционирование одного места составило: 2005 – 15,8, 2010 – 17,7.

Положительные результаты достигнуты за счет реализации разработанного в ДОУ комплексного плана оздоровления детей: на высоком профессиональном уровне проводятся физкультурно–оздоровительные мероприятия, лечебно – физкультурный комплекс, осуществляется дифференцированный подход к детям с различными физическими возможностями, применяется витаминотерапия, организована работа ПМПК.

Ведется работа по открытию физиокабинета, его оборудованию современной техникой. За последние три года в ДОУ значительно улучшены условия для комфортного пребывания детей, а также для их полноценного личностного и познавательного развития:

приобретена оргтехника, новейшее  технологическое оборудование, современная детская мебель, развивающие пособия, создана предметно – развивающая среда, способствующая полноценному личностному развитию детей. Особое внимание уделяется оборудованию коррекционного процесса ежедневно используемой специальной аппаратурой (приобретены аудио классы, слухоречевые тренажеры). Кабинеты дефектологов оснащены компьютерами для проведения интерактивной коррекционно–развивающей работы.

Приоритетным направлением деятельности коллектива детского сада является осуществление взаимодействия, взаимопроникновения всех субъектов образовательного процесса на основе деятельностного подхода для достижения максимальной компенсации дефектов развития.

Организация управления осуществляется через систему управленческих, методических мероприятий, направленных на повышение  профессионального мастерства педагогов, формирование их мотивационной готовности работать в режиме инноваций. 

Результатом творческой работы коллектива педагогов являются разработанные авторские перспективные планы, конспекты занятий, авторские пособия. За последние три года значительно пополнился банк передового педагогического опыта по актуальным проблемам дошкольного воспитания. 

Система целеполаганий, управленческой и методической работы, контроля и анализа позволили значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, а, следовательно, и уровень знаний детей. По результатам медико–психолого–педагогической комиссии города у 100% выпускников речевой группы 2011 года  выявлен  высокий уровень речевого развития и подготовки к школе, что указывает на улучшение уровня готовности на 10 %  в сравнении с показателями прошлого года. 95 % выпускников детского сада учатся в школах,   гимназиях города  на хорошо и отлично, легко адаптируются в школе. 

 6 лет в детском саду функционирует группа для детей, перенесших кохлеарную имплантацию.

Данный опыт уникален в пределах Западно–Сибирского региона. Коллектив работает в режиме экспериментальной площадки по теме: «Организационно-методические и психолого-педагогические условия социальной реабилитации и интеграции детей, перенёсших кохлеарную имплантацию».   

Только за последние 5 лет педагогический коллектив:

  • участник 2-Х Всероссийских чтений (ноябрь 2007 года) г. Москва;
  • участник Всероссийской научно-практической конференции «Специальное образование и социальная помощь» 2007 года;
  • участник конференции в рамках ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (октябрь 2007 года);
  • ежегодный участник и дипломант образовательных ярмарок в АКИПКРО;
  • лауреат краевого конкурса «Детский сад Алтая — 2011».
  • МБДОУ «Детский сад №56» — обладатель международного гранда «Ротари-Клуб Столетия «Барнаул-Столица» 2007, 2011.

Наш заведующий, Л.Н. Гордеева – «Дипломант I степени I краевого конкурса «Родительский комитет года — 2007». За участие в номинации «Лидеры современного родительского движения», «Дипломант городского конкурса Созвездие учительских муз — 2008», 2008 году она стала лауреатом премии мера города на звание «Лучший работник социальной сферы города».

В 2010 году два педагога учреждения удостоены звания «Лучшие педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений на получение денежного поощрения Администрации края».

В 2009 году коллектив МБДОУ «Детский сад №56» стал лауреатом премии главы города Барнаула в области науки и образования за создание эффективной системы работы по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями слуха.

Для детского сада 2012 год это год плодотворного участия и больших достижений педагогов в  конкурсах, фестивалях  и выставках прикладного творчества  города и края.

— сентябрь 2012 года дошкольное учреждение активно принимает участие в выставке цветов,посвящённой 75-летию со дня рождения Алтайского края  и дня города.- октябрь 2012 года детский сад награждён дипломом 2 степени в первенстве Октябрьского района среди  ветеранов  педагогического труда. — ноябрь 2012 года дети дошкольного учреждения участвовали в музыкальном  фестивале «Лучше всех на свете,мамочка моя». Получен диплом за 1 место в номинации «Вокал», диплом участника в номинации «Танцевально-хореографическая композиция».- декабрь 2012г.

Учитель-дефектолог Кудрякова Екатерина Александровна стала призёром муниципального этапа краевого  конкурса «Воспитатель года Алтая -2013»

На протяжении ряда лет детский сад является базовой площадкой городских и краевых курсов повышения квалификации работников образования, студенческой практики АлтГПА, БПК.

Педагогический коллектив детского сада является постоянным участником и организатором методических объединений для разных категорий педагогических работников района, города, края, методических выставок.

Опыт учреждения широко освещается средствами массовой информации. Статьи педагогов изданы в практических и научно-методических сборниках района, города, края.