Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья

Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. Стало нормой такое социальное явление, как неоднократная смена профессии человеком на протяжении всего периода жизни. Полученное образование не гарантирует дальнейшее трудоустройство, успешную профессиональную самореализацию, карьеру. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность ранней подготовки детей с ОВЗ к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда.

Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с детьми, имеющими особенности здоровья:

  • состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
  • информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии:

  • профессионально – ориентационные беседы;
  • экскурсии на предприятия, 
  • встречи со специалистами;
  • участие в конкурсах.

Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. 

При выборе профессии ребенка с ОВЗ  особое внимание должно уделяться:

— комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

— развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

— формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Профессиональная ориентация детей с ОВЗ предполагает следующие виды работы:

1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у детей на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);

2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);

3) социально-психологическое консультирование  родителей по вопросам профориентации.

В дошкольном возрасте педагоги осуществляют профориентационную работу по следующим направлениям: 

  • формирование у дошкольников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; 
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Первичная психологическая диагностика позволяет определить так называемые «стартовые возможности» ребенка: его интеллектуальное развитие, самооценку, уровень притязаний, и пр. В дошкольном возрасте  психолог проводит  диагностику  и с учетом  анализа полученных данных о личности ребенка, его физических, когнитивных возможностей дает    раннюю (перспективную)  консультацию  родителям ребенка.

Чтобы помочь детям осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Сочинение о профессии»,  «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии. 

В работе с  детьми с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:

  • умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
  • терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;
  • готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять  с дошкольного возраста, комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.

Литература

1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. -М., 1993.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -М., 1995.

3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань, 1969.

4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. -2010. -No 1.

5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. -М., 2006.

6. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. -М., Академия, 2012.

7. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.

9. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *