О наказании

Весь вопрос в том, как наказывать? Нужно огово­риться сразу: никаких универсальных рецептов воспитания быть не может.

В каждом ребячьем возрасте действенны свои «меры пресечения».

В полтора-два года ребенок исследует мир, и границы дозволенного здесь опре­деляются заботой о его физической безопасности.

В трехлетнем возрасте малыш впервые активно проявляет свое «я», однако он пока не способен испытывать раска­яние, чувство вины. Поэтому ни крики, ни угрозы, ни тем паче порка в этот период — не выход. Правильные формы поведения ему можно привить только через игру и поощрения.

Ближе к пяти годам достаточно эффективна такая мера, как демонстрация роди­тельской обиды на ребенка.

Дайте малышу понять, что вы страдаете и виноват в этом он. Иногда ребенка 4-5 лет стоит строго спросить: «Что с тобой? Неужели ты хочешь, чтобы тебя, взрослого и умно­го, наказали как маленького — отшлепали, поставили в угол?» Какие еще есть фор­мы наказаний? Временное лишение жизненных благ (сладостей, прогулок, игр, те­левизора, компьютера), отказ в покупке подарка. Дети по­старше могут получить допол­нительные «наряды» по убор­ке комнаты, сверхзадания по иностранному языку.

Отдельно надо сказать о пере­ходном возрасте. Психологи и родители «со стажем» единодушны: кризис в отношени­ях с подростком нужно про­сто пережить. Разумная за­бота, а не жесткий контроль, теплое участие, а не само­устранение — вот что требу­ется в это время от родите­лей! Хочется предостеречь мам и пап, исповедующих принцип «свободной» педа­гогики. Мальчишки и дев­чонки, конечно, радуются, что их никто не достает, но подсознательно их пугает равнодушие взрослых. Даже самые непослушные дети жаждут гармонии и порядка, хотят, чтобы роли в семье были распределены пра­вильно.

И помните: если вы хотите, чтобы ваши слова имели для ребенка вес, установите ие­рархию запретов. Традицион­но самыми «тяжкими» дет­скими провинностями счита­ются хамство в общении со взрослыми, ложь, демонстра­тивное непослушание.

Чтобы наказание действо­вало, будьте последователь­ны (если сегодня вы ребенка пожурили, то завтра та же са­мая выходка не должна ему сойти с рук).

Поняв, что выбранный ва­ми метод наказания не дейст­вует, не превращайте кварти­ру в драмтеатр. Смените так­тику, проанализируйте ситуа­цию, ищите другой подход к сыну или дочери. Ведь никто сильнее вас не лю­бит и лучше вас не знает вашего ребенка! И именно для вас важно всю жизнь оставаться для него другом.

Мнение психолога Майи Баязитовой:

  • При наказании крайне важно учиты­вать индивидуальность ребенка, осо­бенности его характера, темперамен­та психики.
  • Задача родителей — четко разграничивать допустимые шалости малыша и недопустимое поведение.
  • Наказывать нужно только за осознан­ное нарушение ребенком правил.
  • Еще лучше наказание предварить преду­преждением.
  • Но, если пообещали применить санкции, обещание выпол­няйте: малыш должен привыкнуть, что есть правила, которые необходимо со­блюдать всегда.
  • Кстати, знание гра­ниц дозволенного — жизненно важно для самих детей. Без этого ощущения им очень страшно и беспокойно.
  • И са­мое главное: наказывайте детей без злобы, сохраняя спокойствие и само­обладание. Ведь любящие папа и ма­ма наказывают родного человечка не для того, чтобы отомстить или унизить его, а чтобы ему помочь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *